Бывая в Израиле, я люблю вчитываться в местные газеты. Улов этого года:
1) Барух Розин. Если кто-то кое-где у нас порой // Новости недели. № 4301, 3 апреля 2008, (Тель-Авив), с. 22.
Весьма оригинальный способ вытаскивать деньги у юных, жажду¬щих секса ешиботников придумал житель Ашдода...
Как известно, иудаизм предпи¬сывает мужчине сдерживать свое сексуальное желание до женитьбы, однако учитывает, что в опреде¬ленный момент такое воздержание может стать нестерпимым. В этом случае холостому религиозному ев¬рею не возбраняется обратиться к услугам проститутки, но он должен найти эту проститутку как можно дальше от дома, в месте, где его никто не знает. И вот недавно в Интернете появилось объявление юной красавицы, «в недавнем прошлом религиозной», которая взя¬лась помочь именно юным орто¬доксам удовлетворять сексуальные желания. Причем любые желания и всего за 400 шекелей. Вдобавок ко всему она делает это в Ашдоде, то есть в городе, достаточно удален¬ном от Иерусалима, Бней-Брака и других населенных пунктов с большой долей религиозного населе¬ния.
И потому вряд ли стоит удив¬ляться, что на это объявление откликнулись сотни молодых людей. Позвонив по указанному телефо¬ну, они обнаруживали на другом конце провода не саму девушку, а ее "доверенное лицо", называв¬шее ее точный адрес. Приехав в Ашдод и найдя указанный дом, они встречались возле него с "дове¬ренным лицом" и передавали ему 400 шекелей наличными. В ответ незнакомец доверительно сооб¬щал, что девушка с нетерпением ждет их в квартире, расположен¬ной в таком-то подъезде на таком-то этаже, и просил перед входом в подъезд выключить сотовый теле¬фон и вообще вести себя как мож¬но тише.
В предвкушении райского бла¬женства ешиботник поднимался по лестнице, звонил в дверь и... ничего не происходило. Никто не спе¬шил открыть ему ни на звонок, ни на стук, ни на подлинно громовые удары в дверь ногами. В среднем через полчаса до молодых людей начинало доходить, что это не они поимеют сегодня девушку, а их уже поимели. Ровно на 400 шекелей. Теперь им вроде бы не оставалось ничего другого, как пойти в полицию и подать жалобу на мошенника. Однако, как вы понимаете никто из ешиботников делать это не спешил, так как не желал признаваться ни в том, что хотел переспать с проституткой, ни в посещении определенных Интернет-сайтов. Когда же подобные жалобы подали разочарованные светские клиенты, «доверенное лицо» девушки заявило, что занимается поиском клиентов для профессиональных массажистов и массажиста. И жалуются на него исключительно те, кто ошибочно думал, будто речь идет о сексе, а не медицинском массаже. Но ведь он не виноват, что на свете столько порочных людей, правда?!
И ведь что на это скажешь? Может, и в самом деле – правда.
2) Правозащитники против раввина Лиора // Глобус, (Тель-Авив) № 808, 7-13 апреля 2008,с. 18.
Дов Лиор, выдающийся современный теолог, председатель Совета раввинов еврейских поселений Иудеи и Самарии, главный раввин Хеврона и Кирьян-Арбы, обнародовал галахическое постановление, запрещающее нанимать работников-арабов и сдавать им жилье в аренду. В интервью, которое было опубликовано религиозным изданием «Эрец Исраэль Шелану», распространяемым по синагогам страны, раввин за¬являет: «В свете угрозы, которую представляют арабы для Израиля, категорически вос¬прещается сдавать им жилье и нанимать их на работу в йешивы, а также на заводы, фабри¬ки, в гостиницы и все другие места». Раввин полностью поддерживает руководство «Мерказ а-Рав», запретившее Эхуду Ольмерту нанести визит соболезнования после терак¬та, унесшего жизни 8 учени¬ков йешивы. «Разве можно принимать на работу человека, действия которого противоречат зако¬нам Торы и представляют се¬рьезную угрозу дня народа Из¬раиля? Нет, такого человека нельзя пускать в йешиву», - убежден раввин. Кроме того, группа раввинов под руководствов Лиора опубликовала прецедентное галахическое постановление, позволяющее стрелять по террористам, которые скрываются среди мирного населения и обстреливают оттуда еврейские населенные пункты.
3) Защита основных гражданских прав человека и гражданина. Беседу ведет адвокат Лора Максик. // Глобус, (Тель-Авив) № 808, 7-13 апреля 2008,с. 41.
Нееврейские пары или один из них не еврей, ведущие общее хозяйство и проживающие вместе на протяжении времени. Государство Израиль отказывает им в официальной регистрации как мужа и жены. Верховный Суд уже вынес решение, что депортировать такого неофициального супруга недемократично. Мой офис занимается помощью таким неофициальным супругам в Израиле.
4) Лили Галили. «Русские» бегут из Израиля и возвращаться не желают// Глобус, (Тель-Авив) № 808, 7-13 апреля 2008,с. 4.
Никак не удается выяснить точное число «йорим» - «бывших репатриантов». По оценкам МИДа и министерства абсорбции, речь идет о 100 000, причем большинство из них живут в Москве. Прочувствованный призыв «Вернитесь домой» не находит отклика в душах «русских», уехавших от нас.
5) Борис Кожухаренко. Британия - центр антисемитизма в Европе // Миг. (Тель-Авив) 10 апреля 2008, с. 9.
Вековой антисемитизм в Великобри¬тании сегодня сочетается с антисиониз¬мом. Такое заявление сделал профессор истории Еврейского университета Ро¬берт Вистрич. "Великобритания превра¬тилась в тот центр, где сходятся все ан¬тисемитские тенденции в Европе, - под¬черкнул Вистрич. - Антисемитизм в Вели¬кобритании - это, по крайней мере, тыся¬челетний феномен". Свои тезисы про¬фессор иллюстрирует многочисленными примерами. Так, изгнание в 1290 году Эдуардом I всех евреев из Англии и по¬следующие за ним годы антисемитского насилия стали первым крупным изгнани¬ем иудеев в Европе. Евреи были в Вели¬кобритании под запретом до 1656 года, когда Кромвель, свергнувший монархию, санкционировал их возвращение. Вистрич отметил, что Великобрита¬нии не требовалось даже еврейского присутствия для создания антисемит¬ских стереотипов в классической лите¬ратуре, в том числе произведениях Чосе-ра, Марлоу, Шекспира, Диккенса. "Авто¬ры передавали будущим поколениям "насажденный" антисемитизм, влияние которого нельзя недооценивать, - сказал Вистрич. - Английская литература и куль¬тура, по сути, пропитана этим явлением". Во время Второй мировой войны от¬каз британцев спасти евреев Европы и их решение закрыть для евреев ворота Палестины вытекает не только из тог¬дашней политики, но из антисемитских настроений в целом. Недавняя спорная теория о том, что еврейское лобби контролирует политику американского правительства, фактиче¬ски имеет вековую историю и восходит к печально известной антисемитской под¬делке - "Протоколам сионских мудре¬цов". Всем памятно, как антиизраильская активность в британских университетах привела к "мощному взрыву" в 1970 году. Вистрич отметил, что сегодня британ¬ские СМИ почти повсеместно предвзято относятся к Израилю, особенно Би-Би-Си. Из описания действий израильской армии изымается самый важный кон¬текст - причина той или иной операции, а теракты исламских смертников совер¬шенно не связывают с идеологией. Отча¬сти это объясняется влиянием быстро растущей мусульманской общины Вели¬кобритании, насчитывающей сегодня по меньшей мере 1,6 миллиона человек, по сравнению с 350 тысячами евреев.
6) Моше Элиор. Вечный спор. // Миг. (Тель-Авив) 10 апреля 2008, с. 10.
Ситуацию, в которой находится в Израиле религиозное и светское население, нельзя назвать в полном смысле слова противостоянием - но и консенсусом ее не назовешь. Скорее всего, это хрупкое равновесие, не устраивающее обе стороны, каждая из которых то и дело пытается перетянуть свою чашу весов. Очевидно, государство, построенное на двух основах - То¬ре и светском сионизме, иначе существовать не может. Поводом для конфликтов обычно служат следующие темы: призыв ортодоксов в армию, ар¬хеологические раскопки, гиюр, гражданские браки, гражданское захоронение, соблюдение кашрута и субботы.
По большинству вопросов религиозному сектору обычно удается отстоять свою точку зре¬ния, от чего возникает впечатление, что харедим намеренно пытаются отравить жизнь своим светским согражданам всевозможными ограничениями. На самом деле, ортодоксальная общи¬на просто более сплоченная и дисциплинированная. У светского населения по определению не может быть таких авторитетов и лидеров, одно слово которых заставит тысячи людей выйти на улицы или отказаться от покупок в определенных магазинах.
История с бойкотом ортодок¬сами магазинов, принадлежащих Дуди Вайсману, сразу вышла на первые полосы газет.
Как известно, Дуди Вайсман владеет не только сетью "АМ:РМ", работающей полную неде¬лю, но и супермаркетами, которые обслуживают в основном ортодоксальных покупателей. Именно стремление усидеть на двух стульях, соблюсти интересы и религиозного, и светского населения и получить двойную прибыль сделало положение Вайсмана столь уязвимым. Ортодоксальные раввины призвали своих сторонников прекратись делать покупки в кошерных магазинах Вайсмана. Теперь, по оценкам экспертов, предпринимателю остается лишь продать сеть "АМ:РМ", сохранив более прибыльную часть своего бизнеса.
Ортодоксальные раввины не скрывают, что их цель - не только защитить святость субботы, но и избавить от конкуренции торговые точки, не работающие в шабат и теряющие покупателей из-за того, что рядом находятся магазины, открытые полную неделю. Экономическая со¬ставляющая вообще достаточно часто проявляется в борьбе за соблюдение субботы и кашрута. Очевидно, что предприятия сферы обслуживания, не работающие в субботу, остаются без изрядной доли прибыли. Однако в городах и районах, где проживает религиозное население, предприниматели идут на такие убытки, независимо от их собственного мировоззрения, чтобы не потерять клиентов-ортодоксов,
В большинстве случаев именно угроза бойкота заставляет израильские компании закрываться в шабат. Так, полтора года назад авиакомпании Эль-Аль пришлось скорректировать свое расписание, когда выяснилось, что некоторые рейсы приземляются после начала субботы. Но именно на этом примере легко заметить, что ортодоксальный бойкот чаще носит воспитатель¬ный, чем принципиальный характер. Ведь если харедим перестанут летать самолетами "Эль-Аль", им придется пользоваться рейсами зарубежных авиакомпаний, которые вовсе не соблю¬дают субботы. Ортодоксальные авторитеты вообще часто закрывают глаза на нарушение шабата там, где их вмешательство ничего не даст. Никто не призывает харедим, например, бойко¬тировать Библейский зоопарк в Иерусалиме, хотя он работает полную неделю.
Таких хитростей и уловок много и в современной израильской жизни, и в практике иудаиз¬ма. Известно, например, что владелец одной из торговых сетей в Иерусалиме по субботам сим¬волически продавал свой бизнес арабскому партнеру. По этому же принципу построена проис¬ходящая накануне каждого Песаха продажа "хамеца" (квасных продуктов) Государством Израиль жителю друзской деревни.
Еще в прошлом году на ряд иерусалимских ресторанов и кафе были наложень штрафы за продажу квасного в Песах. И вот на днях судья иерусалимского суда Тамар Бар-Ашер Цабан приняла неожиданное решение: магазины, рестораны и пиццерии могут торговать квасным, по¬скольку не являются общественными местами. Удивительно здесь то, что судья сослалась на комментарии великого еврейкого мудреца РАШИ, который провозгласил, что "общественным местом являетсяш «открытая территория". Вероятно, в XI веке, при жизни РАШИ, это дейст¬вительно было так. Сегодня же подобное постановление суда - чистая казуистика, против кото¬рой, однако, религиозным оппонентам ничего возразить.
Верующие люди вполне искренни в убеждении, что нарушение заповедей при¬чиняет невосполнимый ущерб и самим нарушителям, и всему народу Израиля. А светские ви¬дят в навязываемых ограничениях ущемление прав человека, которые для них не менее святы. Одни ломают копья за еврейский характер Израиля, другие - за демократический, И примирить эти противоположности, похоже, невозможно.
Особая ситуация складывается вокруг Иерусалима, который религиозное население счита¬ет "своим" городом, а светские не хотят уступать. Здесь действуют особые муниципальные за¬коны, более жесткие в отношении кашрута и субботы, чем в большинстве городов Израиля. Именно в Иерусалиме происходят самые массовые демонстрации ортодоксального сектора, са¬мые ожесточенные стычки из-за движения частного транспорта в субботу.
Людям, уставшим от этих бескровных, но изнурительных войн, часто приходит в голову, что страну проще было бы и территориально разделить на светские и религиозные районы. Мол, в местах с компактно проживающим однородным населением не возникало бы неразрешимых проблем. Однако такие идеи просты только в теории. И не только потому, что немалая доля из¬раильтян относит себя к промежуточной общности "соблюдающих традиции". Любое разделе¬ние народа Израиля - это путь в никуда, в тупик, путь к самоуничтожению. Что до противоре¬чий, то они худо-бедно решаются с той долей абсурда и нелогичности, которая присуща всей нашей жизни в Израиле.
7) Вопросы к раввину. Рубрику ведет раввин Элиягу Эссас. // Миг. (Тель-Авив) 10 апреля 2008, с. 14.
Как вы относитесь к усыновлению детей? Обязательно ли усыновить еврея, или не важно кто ребенок по национальности? – Что касается нееврейских детей, следует, в первую очередь, иметь в виду, что в мире сотни миллионов более или менее обеспеченных нееврейских детей. И мы не должны этими детьми заниматься.
Самое сильное впечатление негазетное. Это – беседа с патриархом Иерусалимским Феофилом. Поразительно открытый и честный человек. Если ему ненавистна Россия – так он это в лицо русским журналистам и клирикам так прямо и говорит.
В Израиле я был с группой журналистов из России, которых Фонд апостола Андрея готовил этой поездкой к ведению пасхальных репортажей без ляпов. И вот – встреча в патриархии. Прежде всего Феофил поинтересовался, предстоят ли перед ним представители именно ведущих СМИ России. Получил утвердительный ответ (в делегацию входили даже съемочная группа программы «Время» и журналист из «Московского комсомольца»).
Поводом для откровенных заявлений стал вопрос – считает ли он нормальным, что прихожане его патриархата – это арабы, а вот епископы – сплошь греки. В ответ мы сначала услышали несколько округлых слов не тему о том, что национализм и филетизм это зло, а во Христе несть ни эллина ни иудея. То есть – наш, греческий национализм, это хорошо, а вот арабы не смейте мыслить национально. Было сказано, что мы здесь и не греки и не арабы, мы, православные – римляне, ромеи. «И даже в священной книге Коран есть слово руми, обозначающее православных христиан». «Наша Церковь никогда не занималась политикой и бизнесом. Господь хранит нас как колыбель всех церквей. Он хранит Своим Промыслом нас Сам. Но это греческая метафизика, которую русским, наверно, трудно понять». «Мы жили хорошо и мирно, пока здесь не появился Порфирий Успенский… Он, может, святой человек, но он отравил нашу жизнь ядом национализма». Это о создателе Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. «Со времени императрицы Екатерины для России главное не Балканы, а именно Иерусалим. С той поры ничего не изменилось… Россия совершает здесь культурную и политическую агрессию». Феофил убежден, что Сталин вынашивал тайные планы захвата Палестины.
Не менее откровенным был и его ответ о благодатном огне: «Это церемония, которая является representation, как и все другие церемонии Старстной селмицы. Как некогда пасхальная весть от гроба воссияла и осветила весь мир, так и ныне мы в этой церемонии совершаем репрезентацию того, как весть о воскресении от кувуклия разошлась по миру». Ни слова «чудо», ни слова «схождение», ни слов «благодатный огонь» в его речи не было. Откровеннее сказать о зажигалке в кармане он, наверно, и не мог.
|