FAQ по атеизму - дополнение к - "дополнение к атеизм и мораль "

 

архив сайта

ОБЩЕСТВО СЕТЕВЫХ АТЕИСТОВ

ВСТУПИТЬ

задать вопрос

вопрос - ответ

новости

Проверка фактов

Информация о проекте

оглавление

 

Между прочим, именно в эпоху великого благочестия в РПЦ (не просто в России!) царили все же несколько иные порядки. Возьмем, к примеру, книгу И. Знаменский. Положение духовенства в царствования Екатерины II и Павла I . М., 1880, с. 120
Ставленнику, то есть кандидату на священническое место, при оформлении на должность приходилось иметь дело со многими служителями духовных правлений, которые проверяли "заручные" записи от прихожан, экзаменовали и наставляли священника в катехизисе. Естественно, что дело не обходилось без поборов и вымогательств. По свидетельствам современников, получение священнического места стоило не менее 100 руб., дьяконского - 50 руб. (с. 120). ___________
Теперь просмотрим описание документов и дел, хранящихся в архиве св.пр. Синода. Пг., 1914, т. 50 ( 1770 г .) № 380, с. 486-502. Злоупотребления в ставленнических делах были чрезвычайно распространены, в них часто были замешаны не только рядовые служители духовных правлений, но даже епископы. Вот, например, одна из характерных жалоб на вымогательства, разбиравшаяся в Синоде в 1770 г . Жалобщики - дьякон и дьячок из сельских церквей воронежской епархии - сообщали, что они были избраны прихожанами на освободившиеся священнические места в своих церквах, но не могли их получить из-за корыстолюбия духовного начальства. Дьякон Д. Яковлев отдал свою "заручную запись" (то есть поручительство от прихожан) воронежскому епископу Тихону Якубовскому, после чего проверялся в умении читать и в знании катехизиса и оказался "достоин". Кроме того, он четырежды проверялся в присутствии самого епископа в дьяконском служении и здесь оказался успешен. Но все эти одобрения Яковлев получал до тех пор, пока безропотно давал деньги служителям архиерейского дома, которые, кроме того, еще изнуряли его тяжелою работою". Подробно сообщая, кому и сколько им было уплачено, Яковлев назвал шесть человек, от иподьякона до конторского писчика и келейного служителя епископа, которым давал от 50 коп. до 3 руб. Но его жалобы в кругу товарищей на поборы и изнурения дошли до епископа, вследствие чего епископ посадил его под караул в казенную палату на четверо суток, а потом отпустил под расписку, чтобы "по вся дни являлся в консисторию, и паки в работу обращаем был". Яковлеву было отказано в поставлении в священники, как якобы недостойному того. Дьячок Ильин на одни лишь денежные взятки, "не считая других трат и расходов", роздал 50 руб.; кроме того он исполнял на архиерейский дом тяжелые работы: возил камень, заготовлял дрова и убирал сено. Эти жалобы дошли до Синода только потому, что жалобщики сумели тайно убежать в Петербург.___________________

 

Среди сельского духовенства стала выделяться верхушка, вставшая на путь активного обогащения. Приведем воспоминания сельского священника (Русское богатство, 1914, 3,с.397-398):
"Старые священники, по примеру апостола Павла, кормились от трудов своих и доходов. Новые тяжелей для народа, потому что кормятся только от доходов, а новейшие еще тяжелей… Народился тип кулака в рясе, который берет за то, что причащает, и за то, что не причащает (раз его потревожили, а болезнь прошла). У нас в округе о. Федора Андреевича считают в 50 тысячах, о. Дмитрия в 30, о. Ястребова в 20… Меня осаждают вопросами: сколько я нажил? Сколько в банк положил?"

Среди крестьянства, Виталий, можно обнаружить много чего чудесного. Приведу один любопытный пример (Рождественский А., свящ. Южно-русский штундизм. С.-Пб.1889). Вот какая община появилась в селе Любцы Трубчевского уезда из кружков крестьян, собиравшихся по вечерам друг у друга для бесед о вере. Поводом к образованию кружков и к их отделению от православия послужило поведение местного клира и монахов. Любцовский священник был одним из наиболее ненасытных представителей сельского клира. Талантами, о которых говорилось в евангельской притче, он называл деньги и все свои помыслы и действия направил на стяжание этих "талантов". Он установил твердую таксу на все требы и на молебны. От него не отставали монахи соседнего монастыря, постоянно являвшиеся в село за поборами "на Божию Матерь". Эти вымогательства ложились тяжким бременем на бюджет любцовцев, и без того страдавших от безземелья. Доведенные до крайности, любцовцы, люди основательные и трезвые, не гоняясь за "духом", обратились к Библи и сейчас же нашли там, что было им нужно: священник должен быть под наблюдением прихожан, которые могут удалить его, если он не подходит к этим требованиям, установленным самим апостолом Павлом; а апостол, как известно, требовал, чтобы клирики были честны, благочинны, трезвы, некорыстолюбивы и несребролюбивы. Оказалось, что тогдашнее духовенство не только не удовлетворяет этим требованиям, но подлежит осуждению от самого Бога, провозглашенному через пророков: это "псы, жадные душою и не знающие сытости", "все, каждый до последнего, смотрят на свою корысть", едят тук и волною (шерстью) одеваются, а стада не пасут". Найдя в Библии разрешение проблемы о пастырях, любцовцы стали проверять Библией и все то, чему учил их клир. И тут оказалось много лишнего и противного Писанию: иконы и мощи, добрая половина обрядов и таинств, из которых любцовцы признали лишь крещение, причащение, брак и елеоосвящение. Таким образом была выработана идеология, которая вся была проникнута трезвой мужицкой сметкой. Культ был организован по протестантскому образцу и заключался в устройстве воскресных молитвенных собраний. Обстановка и чин этих собраний чрезвычайно напоминает евангелический культ. Собирались в просторной комнате, лишенной каких бы то ни было священных изображений; собранием руководил проповедник, а богослужение состояло в чтении Писания и пении псалмов и духовных стихов; собрание непременно получало от проповедника поучение на религиозно-нравственную тему.
Организация постепенно также создавалась чисто практического характера. "Библейские христиане" не ушли из мира и не осудили современное им государство и общество. Собственность в их глазах была священной и воровство считалось тяжелым грехом; наемный труд вполне законен, только надо честно "разбираться с батраками". Они исправно несли все повинности, молились за царя и считали существование сословий вполне естественным и разумным делом. В семье власть мужа и отца не только не оспаривалась, но получала еще новое обоснование из Писания. Общины "библейских христиан" поэтому были чужды каких бы то ни было коммунистических тенденций, напротив, они стали своеобразными кредитно-кооперативными организациями, помогавшими сектантам выбиваться из нужды и из бедняцкого состояния подниматься на следующие ступени. Центр тяжести заключался в учреждении при каждой общине кассы взаимопомощи, капитал которой составлялся из взносов членов; в общины стали допускаться и зажиточные люди. Эти кассы платили за неимущих братьев казенные налоги и выдавали пособия в случае неудачи в делах; в особенности охотно давались ссуды новичкам, если хозяйство последних было в расстроенном состоянии. Деревенские кулаки повели против "библейских христиан" кампании обычными средствами: угощением мира водкой и составлением приговоров об исключении из общества и отобрании наделов. В конце концов, в 1883 г . все закончилось судебным процессом с приговором к переселению на Кавказ; но эта мера оказалась для них в конечном счете выгодной, ибо покончила с безземельем и притеснением "библейских христиан".____________________________

 

 

 


Ключевые слова: FAQ новости общество проект вопрос ответ проверка фактов
информация атеист атеистов атеизм

Не все данные, в "дополнение", были перепроверенны автором данного проекта, поэтому, если вы хотиете использовать приведённые цитаты в своих трудах, обязательно перепроверьте по ссылкам на первоисточник!

В помощь проверяющему!

Hosted by uCoz