FAQ по атеизму - дополнение к - "дополнение к атеизм и мораль "

 

архив сайта

ОБЩЕСТВО СЕТЕВЫХ АТЕИСТОВ

ВСТУПИТЬ

задать вопрос

вопрос - ответ

новости

Проверка фактов

Информация о проекте

оглавление

 

Погромы бывают и в светских государствах. Здесь как раз и была бы интересна статистика: число эпизодов, количество участников, количество жертв. Лично мне массовые погромы под светским соусом вспоминаются только в нацистской Германии. И параллель: государственная идеология – государственная религия, вполне логична.
Итак:
1. Государственная религия предполагает официальное признание одной религии истинной, а всех других ложными. Обер-прокурор Победоносцев справедливо ссылался на то, что в России «государство признает одно вероисповедание из числа всех истинным вероисповеданием и одну церковь исключительно поддерживает и покровительствует, к предосуждению всех остальных всех остальных церквей и вероисповеданий. Это предосуждение означает вообще, что все остальные церкви не признаются истинными или вполне искренними; но практически выражается оно в неодинаковой форме, со множеством разнообразных оттенков и от непризнания и осуждения доходит до преследования» (К. Победоносцев. Московский сборник).

2. Само наличие государственной религии идентифицирует ее носителей как полноценных граждан данного государства, а иноверцев как полуграждан, не вполне «наших».

Возможно ли в государстве, основанном на равноправии, чтобы горожане искренне верили, что «царь разрешил бить евреев три дня» (Кишиневский погром 1903 г .).

Может ли обыватель сомневаться в том, что некие иудейские секты готовят мацу на крови христианских младенцев, если государственная религия официально велит почитать Житие свт. мученика Гавриила?

Как должен обыватель реагировать на «Увещание от Святейшего Синода к православным христианам», которое в период наполеоновских войн извещало православных, что «желает он [Наполеон] с помощью помощников злодейства своего иудеев похитить священное имя Миссии» (1807).

Или читать официально почитаемого святого Феодосия Печерского, который начинает обличение католиков со слов: «неправильна вера их, и нечисто они живут: едят с собаками и кошками, и пьют свою мочу», а заканчивает: «И других злых дел много у них, развращена и полна гибели вера их. Даже иудеи не делают того, что они творят» (Златоструй. – С. 160-161). Иудеи, как видим, синоним крайнего злодейства.

Так, что погромщики с иконами – связь вполне естественная. Как естественны и набожные императорские резолюции: «От врагов Христовых не желаю интересной прибыли» (Елизавета - на рекомендации Сената допустить в Ригу и Малороссию еврейских купцов). «Не забудьте о том, что евреи распяли Христа» (Александр III - под указом о введении квоты, ограничивающей число евреев в университетах).

 

О связи погромов в России с религией, повторюсь, говорят, религиозные обоснования: обвинение в ритуальных убийствах (срвн. Житие свт. Гавриила), распятии Христа, общий тон высказываний об иудеях у святых отцов: "Жидовская синагога - есть жилище демонов" (Свт. Иоанн Златоуст), "Жиды - видимые бесы" (Свт. Кирилл Александрийский), "Жиды - это городские звери" (преп. Макарий Великий).
За точность цитат не ручаюсь, мне их привел один православный христианин.
Он же процитировал некоторые пословицы:
Не тот жид, кто еврей, а тот жид, кто жид.
Под одним Богом с жидом ходим, да не в одного веруем.
Глас народа (жидовского) Христа распял.

http://www.hro.org/editions/karta/nr2829/jewich_1.htm
глава Православной церкви патриарх Тихон в обращении к верующим 21 июля 1919 года назвал насилия против евреев бесчестными, а их зачинщиков - преступниками. Многие "духовные пастыри", однако, не вняли призыву патриарха и проявляли самое активное, иногда подстрекательское участие в погромах.

 

Погромы, направленные против иудеев. Используются религиозные обвинения, например, подготовка к погрому в Кишиневе началась с публикаций в черносотенных газетах статей о якобы ритуальном убийстве. Погромщики идут на дело с иконами и хоругвями.


Официальный "Обвинительный акт" прокурора Горемыкина проводит четкое деление:
www.vestnik.com/issues/2002/0626/win/reznik.htm
«обычные столкновения между евреями и христианами, всегда происходившие за последние годы на Пасху»

Кстати, попалось любопытное описание, впервые изданное в 1906 г . (В семье // сб. Знание. Кн. 12, 1906 г .). Описывается не сам погром, а реакция на него в обычной интеллегентной семье.

Реплики женщины-прислуги: "нехристи, прости, господи, душу мою грешную... Христа распяли... иудам искариотским... Будя им из младенцев кровь христианскую пить".

Ещё любопытнее подготовка к возможному появлению погромщиков отца семейства.

"Цыганков бросился на кухню, потом пробежал в кабинет, торопливо вышел оттуда и проговорил срывающимся голосом, протягивая болтающиеся на ленточках дешевые медные крестики:
- Наташа, Борис, наденьте... сейчас сию же минуту... Это необходимо...
- Папочка, да зачем?..
- Наденьте, наденьте же, я говорю..."

 

Если религия ожесточает одного человека - это случай.
Если религия ожесточает двух людей - это совпадение;
Если религия ожесточает трех людей - это система.

 

 

 


Ключевые слова: FAQ новости общество проект вопрос ответ проверка фактов
информация атеист атеистов атеизм

Не все данные, в "дополнение", были перепроверенны автором данного проекта, поэтому, если вы хотиете использовать приведённые цитаты в своих трудах, обязательно перепроверьте по ссылкам на первоисточник!

В помощь проверяющему!

Hosted by uCoz