Погромы бывают и в светских государствах. Здесь как раз и была бы интересна статистика: число эпизодов, количество участников, количество жертв. Лично мне массовые погромы под светским соусом вспоминаются только в нацистской Германии. И параллель: государственная идеология – государственная религия, вполне логична.
Итак:
1. Государственная религия предполагает официальное признание одной религии истинной, а всех других ложными. Обер-прокурор Победоносцев справедливо ссылался на то, что в России «государство признает одно вероисповедание из числа всех истинным вероисповеданием и одну церковь исключительно поддерживает и покровительствует, к предосуждению всех остальных всех остальных церквей и вероисповеданий. Это предосуждение означает вообще, что все остальные церкви не признаются истинными или вполне искренними; но практически выражается оно в неодинаковой форме, со множеством разнообразных оттенков и от непризнания и осуждения доходит до преследования» (К. Победоносцев. Московский сборник).
2. Само наличие государственной религии идентифицирует ее носителей как полноценных граждан данного государства, а иноверцев как полуграждан, не вполне «наших».
Возможно ли в государстве, основанном на равноправии, чтобы горожане искренне верили, что «царь разрешил бить евреев три дня» (Кишиневский погром 1903 г .).
Может ли обыватель сомневаться в том, что некие иудейские секты готовят мацу на крови христианских младенцев, если государственная религия официально велит почитать Житие свт. мученика Гавриила?
Как должен обыватель реагировать на «Увещание от Святейшего Синода к православным христианам», которое в период наполеоновских войн извещало православных, что «желает он [Наполеон] с помощью помощников злодейства своего иудеев похитить священное имя Миссии» (1807).
Или читать официально почитаемого святого Феодосия Печерского, который начинает обличение католиков со слов: «неправильна вера их, и нечисто они живут: едят с собаками и кошками, и пьют свою мочу», а заканчивает: «И других злых дел много у них, развращена и полна гибели вера их. Даже иудеи не делают того, что они творят» (Златоструй. – С. 160-161). Иудеи, как видим, синоним крайнего злодейства.
Так, что погромщики с иконами – связь вполне естественная. Как естественны и набожные императорские резолюции: «От врагов Христовых не желаю интересной прибыли» (Елизавета - на рекомендации Сената допустить в Ригу и Малороссию еврейских купцов). «Не забудьте о том, что евреи распяли Христа» (Александр III - под указом о введении квоты, ограничивающей число евреев в университетах).
О связи погромов в России с религией, повторюсь, говорят, религиозные обоснования: обвинение в ритуальных убийствах (срвн. Житие свт. Гавриила), распятии Христа, общий тон высказываний об иудеях у святых отцов: "Жидовская синагога - есть жилище демонов" (Свт. Иоанн Златоуст), "Жиды - видимые бесы" (Свт. Кирилл Александрийский), "Жиды - это городские звери" (преп. Макарий Великий).
За точность цитат не ручаюсь, мне их привел один православный христианин.
Он же процитировал некоторые пословицы:
Не тот жид, кто еврей, а тот жид, кто жид.
Под одним Богом с жидом ходим, да не в одного веруем.
Глас народа (жидовского) Христа распял.
http://www.hro.org/editions/karta/nr2829/jewich_1.htm
глава Православной церкви патриарх Тихон в обращении к верующим 21 июля 1919 года назвал насилия против евреев бесчестными, а их зачинщиков - преступниками. Многие "духовные пастыри", однако, не вняли призыву патриарха и проявляли самое активное, иногда подстрекательское участие в погромах.
Погромы, направленные против иудеев. Используются религиозные обвинения, например, подготовка к погрому в Кишиневе началась с публикаций в черносотенных газетах статей о якобы ритуальном убийстве. Погромщики идут на дело с иконами и хоругвями.
Официальный "Обвинительный акт" прокурора Горемыкина проводит четкое деление:
www.vestnik.com/issues/2002/0626/win/reznik.htm
«обычные столкновения между евреями и христианами, всегда происходившие за последние годы на Пасху»
Кстати, попалось любопытное описание, впервые изданное в 1906 г . (В семье // сб. Знание. Кн. 12, 1906 г .). Описывается не сам погром, а реакция на него в обычной интеллегентной семье.
Реплики женщины-прислуги: "нехристи, прости, господи, душу мою грешную... Христа распяли... иудам искариотским... Будя им из младенцев кровь христианскую пить".
Ещё любопытнее подготовка к возможному появлению погромщиков отца семейства.
"Цыганков бросился на кухню, потом пробежал в кабинет, торопливо вышел оттуда и проговорил срывающимся голосом, протягивая болтающиеся на ленточках дешевые медные крестики:
- Наташа, Борис, наденьте... сейчас сию же минуту... Это необходимо...
- Папочка, да зачем?..
- Наденьте, наденьте же, я говорю..."
Если религия ожесточает одного человека - это случай.
Если религия ожесточает двух людей - это совпадение;
Если религия ожесточает трех людей - это система.